Как в заводских условиях изготавливают фанеру
Содержание страницы
Россия всегда славилась лесам, и древесина, как стройматериал, всегда была на первом месте. Не последнюю роль в жилищном строительстве играет фанера, изготавливать которую сложнее, чем формировать заготовки из бревен путем распиловки.
Особенности изготовления
Промышленное производство фанеры на деревообрабатывающих предприятиях проходит в несколько этапов:
- Так как шпон для нее делают в основном из березы, бревна этой породы дерева спиливают и доставляют на пилораму для дальнейшей калибровки, механической обработки на лущильных станках. Кроме хвойных пород (береза, липа, ольха) для изготовления более дешевых сортов используют хвойные породы – сосну, ель.
- Перед распиловкой бревна на несколько суток замачивают в теплой воде, в которую добавляют специальные вещества, улучшающие эксплуатационные характеристики древесины. Это нужно для облегчения процесса пиления бревна на тонкие пластины или ленты, из которых будет склеиваться лист. Размеры пластин должны соответствовать габаритам будущих листов согласно ГОСТ 3916.1-2018. Для шпона берется только плотная древесина, а ядро (сердцевину) бревна завод фанеры использует для других целей.
- Объемы шпона с изъянами служат для ремонта готовых листов: в таких случаях шпон клеится в ребро, из материала удаляются сучки, участки со смолой, а на эти места накладываются специальные древесные заплатки. Этот процесс называют починкой.
- Как делается фанера дальше: после подготовки листов к склеиванию их сортируют по размеру лент или пластин. Дополнительно сортировка проводится по наличию, а также количеству сучков, сколов, трещин, растрепанных краев листа. Дальше древесина просушивается до уровня влажности 4-6%. Вещества, которые растворялись в пропитывающем растворе, остаются в древесине, они повышают параметры теплостойкости, пожаробезопасности материала, повышают долговечность, улучшают устойчивость к плесени, другие параметры.
- Склеиваются несколько слоев древесины, их количество зависит от требуемой толщины листа фанеры. Поэтому она бывает многослойной – от трех и выше слоев. Для усиления прочности готового изделия ленты или листы накладывают друг на друга так, чтобы направление волокон было каждый раз перпендикулярным предыдущему листу.
- Последний этап изготовления строительной фанеры – прессование листов шпона на гидравлическом оборудовании. При этом листы должны иметь строго контролируемую влажность, толщину, а также габариты. Технология прессовки может быть холодной (до шести часов под прессом в естественных климатических условиях) или горячей (быстрое прессование с предварительным нагреванием до температуры 130°С-170°С под высоким давлением). После прессовки готовые листы, в зависимости от будущего класса продукции, шлифуют, красят, пропитывают ЛКМ, ламинируют, и т.д.
Это главные этапы изготовления, внутри которых каждый шаг включает в себя различные методы и технологии обработки древесины. Исходя из этого,класс фанерыможет быть таким:
- Вид «ФК» рассчитан на эксплуатацию в условиях повышенной влажности. Поэтому при склеивании пластин используется специальный карбамидный клей.
- «ФСФ» применяется в условиях высокой влажности, так как шпон склеивается составами на фенолформальдегидной основе. Такую фанеру можно эксплуатировать даже под дождем и снегом.
- «ФБС» сорт производится способом пропитывания древесины спирторастворимыми смолами. Кроме свойств влагостойкости, изделия приобретают термостойкость, поэтому плохо возгорается и не поддерживает горение.
- «ФБА» относится к экологичной продукции, так как изготавливается склеиванием альбуминовыми, а также казеиновыми растворами. Этот класс изделий нельзя подвергать длительному воздействию влаги.
- Сорт продукции «БВ» практически повторяет перечень параметров марки «ФБС», но влагостойкость этих листов ниже.
- Фанера марки «ФОФ» оклеивается слоем плотной бумаги, пропитанной влагостойкой смолой.
Дополнительно ее сортируют по объему дефектов на листе древесины. Сорт обозначается римскими цифрами от I до IV по возрастанию дефектов. То есть первый сорт – это наиболее качественные листы с минимальным набором дефектов. Дефектами считаются любые отклонения поверхности древесины от идеальной – это микротрещины, сучки, смолистые вкрапления и т.д. Сорт IV предполагает самое большое количество дефектов на погонный метр изделия.
Изъяны, дефекты, недостатки поверхности листового шпона выражаются в следующих проявлениях:
- Шпон получается неравномерной толщины по длине, ширине листа.
- Поверхность древесины низкого качества может быть ворсистой, мшистой, шероховатой, что требует дополнительной шлифовки. Но чаще всего такие изделия относят к низшим сортам.
- Микротрещины, царапины, вдавленные или выпуклые участки.
- Шпон изготовлен из слабой, рыхлой, раздавленной древесины. Чаще всего это сердцевина бревна.
- Неровные кромки полосы шпона.
Для удешевления производства изготовители часто делают одну сторону фанерного листа более высокого сорта, чем другую. Для удобства классификации изделия помечаются дробными числами, например, ¼. Это значит, что одна сторона фанерного листа выполнена по ТУ для первого сорта, а вторая — V сорта с соответствующим количеством дефектов.
Сфера применения
Области применения фанеры разных сортов в народном хозяйстве обширны и разнообразны. Кроме традиционного использования продукции в строительстве, она нужна в таких производствах, а также направлениях экономики:
- Судо-, машиностроение.
- Мебельная промышленность, производство небольших каркасных сооружений.
- Фанеру часто используют, как облицовочный материал для внутреннего, наружного применения при строительстве и ремонте зданий.
- Для изготовления музыкальных инструментов, рекламной продукции, при изготовлении тары и упаковки.
По структуре древесины и шпона, по параметрам, внешнему виду поверхности листа, по составу изделий, а также входящих в технологию изготовления компонентов фанера делится на несколько видов. Эти сорта (А/АВ, АВ/В, В/ВВ, ВВ/С, С/С) применяются в зависимости от условий эксплуатации продукции:
- Шлифованные и не шлифованные листы.
- Фанера профилированная и листы общего назначения.
- Продукция ламинированная, бакелизированная, для облицовочных работ, водостойкая.
- Армированная и строительная.
- Специальные авиационные листы.
Готовые изделия упаковываются, предварительно подвергаясь сортировке по габаритам и породе дерева. Стандартный размер листовой фанеры для внутреннего потребления – 1220 х 2440 мм. Упаковка должна быть влагостойкой.
Важно: при использовании некачественной фанеры рабочая поверхность не выполнит своего назначения. Отклонения от принятых стандартов приведут к увеличению затрат на отделку, а также другие работы. Поэтому выбирайте качественную фанеру. Такой подход обеспечит надежность и прочность конструкций, продлит сроки их эксплуатации.
Где заказать листы фанеры любого сорта
Технология изготовления листов любого качества несложная, недорогая, а в России никогда не было недостатка в древесине. Поэтому ее производство – ареал интересов в основном отечественных производителей.
ООО «Гарант» с головным офисом в Санкт-Петербурге предлагает к реализации фанеру многих российских изготовителей. Вся продукция имеет сертификаты соответствия качеству, прошла контроль качества и контроль экологической безопасности. В прайсе компании заказчик найдет актуальный перечень продукции и древесно-плитных материалов с указанными ценами для каждой позиции.
Доставка заказов по городу и Ленобласти – транспортом предприятия, оплата – удобным для клиента способом. Компания работает с близлежащими городами и регионами, подробнее узнавайте в отделе продаж по указанным телефонам.
Особенности производства и разновидности транспортной фанеры
Ламинированная, или транспортная фанера, имеет неровную (ребристую)поверхность, благодаря чему широко применяется при создании антискользящих поверхностей. Если прибавить к противоскользящему параметру высокую влагостойкость, износостойкость, прочность, то этот сорт продукции из древесины займет лидирующие позиции в народном хозяйстве.
Нюансы изготовления и применения
Конкретные области промышленности, в которых используется этот материал:
- Строительство жилых, нежилых временных, постоянных сооружений, отделка наружных, а также внутренних поверхностей, сооружение опалубки для заливки оснований из бетона.
- Обшивка стенок грузовых фургонов, микроавтобусов, обустройство настилов для погрузочно-разгрузочных работ. Стандартная толщина – 6,5-21 мм.
- Обшивка рефрижераторов, промышленных холодильников. Стандартная толщина – 23-27 мм.
- Черновая защита полов, строительство перегородок.
Сортовое или марочное обозначение такой фанеры – ФСФ. Стандартный материал имеет толщину от 9,0 до 50,0 мм, размерность определяется ГОСТом 14192. 4.6, а также другими стандартами. В народном хозяйстве востребована сетчатая фанера (еще одно название продукции) размерами 2440 х 1220 мм, 2500 х 1250 мм, 3000 х 1500 мм. В маркировке листов символы означают следующие параметры: гладкая сторона — F, сетчатая сторона – W. На ребристую поверхность хорошо ложатся строительные растворы, а высокая влагостойкость не ограничивает область применения этого типа изделий.
- Марка ФСФ-ТВ считается трудновоспламеняемым (трудногорючим) материалом. Древесина дополнительно обрабатывается антипиренами.
- Марка ФОФ – ламинированная продукция, поверхность оклеена с обеих сторон бумагой, которая предварительно пропитывается фенолформальдегидами. Считается особо влагостойкой.
Изделия высшего качества делают из шпона березы. Листы склеивают термореактивным клеем с добавлением фенолформальдегидной смолы или бакелитового лака. Если она изготовлена с использованием бакелита, то ее можно смело эксплуатировать в условиях высокой влажности при больших механических нагрузках.
Стандартные характеристики бакелитовых листов:
- Класс эмиссии формальдегида — Е1 и выше.
- Повышенная влагостойкость с естественной влажностью материала 5-14%.
- Удельный вес готового изделия – 640-700 кг/м3.
- Дополнительная торцевая обработка поверхности.
- Разница в толщине по всей длине листа ≤ 0,06 см.
Российские производители изготавливают листы с противоскользящей насечкой, корундовым покрытием согласно регламенту DIN 51130, что позволяет безопасно перемещать грузы и передвигаться людям. Служит фанера ламинированная сетчатая в несколько раз дольше обычных марок транспортной продукции. Этот вид часто применяется для защиты пола или днища автофургонов. По процедуре Табер-теста истираемость поверхности составляет 2600 оборотов.
Какую фанеру выбрать
При обивке автомобильных фургонов и салонов микроавтобусов рекомендуется заказывать следующие марки:
- Для настила на пол – марка F/W.
- Для защиты передней стенки кузова — F/F с толщиной листа 24-27 мм.
- Для обшивки стен фургона — F/F с толщиной листа 6,5 мм.
При выборе фанеры из каталога продавца рекомендуется акцентировать внимание на березе, так как хвойные образцы обладают меньшим коэффициентом износостойкости, а также истираемости. Изделия с ламинированной поверхностью приобретают для случаев, когда требуется повышенная устойчивость к влаге наряду с внешним видом.
Если при обшивке кузова автофургона или микроавтобуса устойчивость к влаге не имеет значения, можно заказать более дешевые влагостойкие изделия марки ФСФ. Ламинированные листы плохо переносят истирающие нагрузки, поэтому для настила на пол не годятся, или же крепятся сеткой вверх. Рекомендуемый сорт для этих целей – 4/4.
Фанерные листы для водного транспорта рассматриваются производителями и потребителями отдельно, так как воздействие воды, влаги в таких машинах постоянно высокое. Для защиты пола лодки, катера, яхты, шхуны, любого другого вида водного транспорта используются только ламинированные сетчатые изделия марки ФСФ. Выбор обусловлен маленькой удельной массой строительного материала, высокой водостойкостью и износостойкостью. Важную роль играет привлекательный внешний вид поверхности со слоем ламината любой текстуры.
Такую фанеру пускают на изготовление лодочных сидений, наружных, внутренних перегородок, моторных транцев, других деталей, постоянно подвергающихся увлажнению. Стандартная толщина листов — от 9 до 18 мм, габариты изделий ФСФ – 2500 х 1250 мм.
Где заказать ламинированную фанеру
В Санкт-Петербурге надежным поставщиком всех видов фанеры и других изделий деревообрабатывающей промышленности зарекомендовала себя компания «Гарант». Кроме города и Ленобласти, общество с ограниченной ответственностью работает поставщиком в таких городах, как Великий Новгород, Псков, Петрозаводск, Мурманск, Тверь, Вологда и регионах.
В отдел продаж можно обратиться по телефонам на сайте, в круглосуточном онлайн чате или по электронной почте. Также есть возможность заказать обратный звонок или получить бесплатную консультацию по форме обратной связи.