Авиационная фанера для самолета
Содержание страницы
Авиационная фанера для самолета – это прочный конструкционный композит, который производится из березового шпона методом пластификации древесно-стружечного материала и пропиткой его фенол- либо крезолоформальдегидными смолами. Основные сферы использования: машино-, корабле-, вагоностроение.
Откуда берет свое название авиационная фанера
В 20-30-х годах прошлого столетия основным материалом в самолетостроении были алюминиевые сплавы. Но быстро растущие потребности авиационной промышленности трудно было обеспечить таким металлом, дюралюминий был в дефиците. Поэтому часть советских самолетов для ВВС выпускались с цельнодеревянными или деревометаллическими элементами.
В предвоенное время производство самолетов резко увеличилось, параллельно возникла проблема с поставками качественной древесины из-за рубежа. Отечественная же древесина была низкого качества. Все эти факторы подстегнули советских конструкторов искать другие материалы. Так появилась новая группа материалов, называемая древеснослоистый пластик. В эту категорию входили:
- дельта-древесина, именуемая авиационной;
- бакелитовая фанера;
- балинит.
Прочность данных стружечных пиломатериалов значительно превосходит качественные характеристики массива. Авиационная фанера из березы использовалась при производстве истребителя ЛГГ-3. Для самолетов Ил и Як из нее производили фюзеляжные элементы и крылья.
Особенности производства, виды маркировки
Авиационная березовая древесина выпускается по ГОСТ 102-75 и маркируется как ДСП-10. В качестве основного материала используется березовый шпон размером 0,5 мм. Поперечные и продольные слои прессуются и пропитываются специальными растворами с добавлением фенол- или крезолоформальдегидных смол, а затем склеиваются перпендикулярно друг к другу бакелитовой пленкой разных марок.
При производстве листового материал толщина шпона может колебаться от 0,35 до 0,55 мм. Минимальная толщина готовых плит может составлять 1 мм, максимальная – 16 мм.
Марки авиационной фанеры:
- БП-А, для склеивания применяются бакелитовая пленка маркировки А;
- БП-В, склеивается бакелитовой пленкой марки В;
- БС-1, используются смоляной состав СФЖ-3011;
- БПС-1В, к этой категории относится фанера толщиной 2, 2,5 и 3 мм, склеивается бакелитовой пленкой марки В и изделия толщиной 4, 5, 6 мм, наружные слои которых склеиваются смоляным составом СФЖ-3011.
Листы с маркировкой БП выпускаются толщиной 1-3 мм, маркировкой БС – до 12 мм и БПС – 2-6 мм.
Плиты авиационной фанеры выпускаются размерами:
- 800/1525;
- 1000/1525;
- 1220/1220;
- 1270/1270;
- 1525/1525;
- 1550/1550 мм.
По типу обработки поверхности выпускают плиты: шлифованные полностью (Ш2), с односторонней шлифовкой (Ш1) и нешлифованные (НШ).
Разработанный технологический процесс получения авиационной фанеры на фабриках позволяет получить высококачественный древесно-стружечный материал. Производство регламентируется инструкцией согласно ГОСТ 3916.1-96. В ней указано, что количество слоев в листе должно быть нечетное. При склеивании волокна располагают относительно каждого слоя под углом 90°, что значительно увеличивает прочность. В отдельном цеху готовые фанерные листы шлифуют и затем наносят покрытие.
Применение авиационной фанеры
Этот легкий материал обладает высокими прочностными характеристиками, он отличается гибкостью, что важно при аэродинамических нагрузках. Именно поэтому березовую фанеру использовали в военные годы для строительства самолетов. В прошлом веке авиационную фанеру применяли для производства деталей на блочные элементы ракет-носителей и вертолетных лопастей.
Сегодня этот древесно-стружечный материал используют:
- в мебельном производстве;
- в авиа- и судомоделировании;
- при строительстве судов;
- для создания макетов различных конструкций;
- в оформлении интерьеров;
- для облицовки помещений, возведения перегородок;
- ри изготовлении музыкальных инструментов.
Благодаря своей крепости авиационная фанера хорошо противостоит акустическим ударам, аэродинамическим и механическим нагрузкам. На нашем сайте березовая фанера представлена в ассортименте. Для заказа звоните по телефону 8 (921) 393-66-32.